В училище как на праздник
|
|
Детство Сергея Михайловича Клещева прошло «среди художников и матросов». Отец служил капитаном на флоте, поэтому с шестого по десятый классы каждое лето был юнгой на судах порта Поярково на реке Амур. А после занятий в школе в учебном году приходил в мастерские к художникам-оформителям, интересовался их работой и сам много рисовал, мечтал стать художником. Ходил в кружок при Дворце пионеров в своем селе.
77 году окончил среднюю школу №1 в Поярково. После десяти классов начинающий художник поехал в Благовещенск. В то время в области было всего одно учреждение профессионального образования, в котором была специальность «Учитель рисования и черчения». С первого раза в Благовещенское педагогическое училище №2 не поступил, не хватило всего одного балла. Зато через год успешно справился со всеми испытаниями и был принят в училище.
Живопись и композицию у юного тогда Сергея преподавал известный амурский живописец Валерий Павлович Суров. У педагога было свое определение состояния, в котором ученик вроде бы уже все знает и многое умеет, но почему-то не может разобраться в, казалось бы, знакомой теме: «стена».
«Умом понимаю, вижу, а понять, как перенести на холст, не могу! – вспоминает Сергей Клещев. – Я писал маслом большие работы, использовал много цвета. Мне было сказано про цвет: вся работа складывается на рефлексах, в первую очередь важно обобщение. Я стал думать, пробовать писать. Сначала не шло. Много делал дополнительных работ, писал этюды. И со временем стало получаться, «стену» я преодолел!».
Легко давалась учеба?
Я учился легко, потому что в училище шел как на праздник, мне было интересно. Любимые предметы – живопись и композиция. Мы занимались много, рисовали постоянно: и на дополнительных вечерних занятиях, и даже в общежитие приходили педагоги и давали советы по рисунку. На уроках много объясняли. А с кистью преподаватель подходил к холсту редко, говорил: «Делай все сам!».
Что запомнилось больше всего в годы обучения?
Мы с одногруппниками были коллективом, общались, позировали другу другу для рисунков. А преподаватели для нас были богами, я всех вспоминаю с теплом. Вспоминается многое, но больше всего – смешные моменты, шутки. Когда я позировал на рисунке, сидел голой спиной к рисующим, одногруппник нарисовал меня индейцем с татуировкой из разных выдуманных узоров во всю спину. Нарисовал хорошо. Но как только пришел преподаватель – стер. Рисовали друг на друга шаржи, меня как-то изобразили вороной. А на просмотре, так называют зачет – выставку работ, выполненных за семестр, на третьем курсе мы с другом выставили картины на серьезные темы: «Угольный разрез» и «Шторм на море». Для оформления использовали золоченый «богатый» багет, который сами сколотили из найденных где-то реек. Преподаватели нас за это не похвалили!
Чему была посвящена дипломная работа?
Моей дипломной работой стала картина «Порт Поярково» размером 120 на 70 сантиметров, написанная маслом. Работа, кстати, часто бывала на выставках городского и областного уровня.
Где проходили практику?
В средней школе №11 города Благовещенска. Запомнился самый первый урок, который давал сам. Очень волновался, был мокрый весь. Мне понравилось учить детей и делиться своими знаниями. На практике, кстати, куратором был недавний выпускник моего училища. Позже с ним вместе участвовали на выставках. В прошлом году встретились на вернисаже выставки, посвященной 60-летию художественно-графического отделения нашего училища. Сейчас это Амурский педагогический колледж.
Сергей Михайлович часто повторяет, что стать художником он «с детства мечтал». После окончания училища он с удовольствием работал в школе. По распределению после училища он попал в 17 школу Благовещенска. Потом работал в художественных мастерских в городе Райчихинске Амурской области. С 2009 по 2015 год – учителем рисования в центре дошкольной работы села Поярково. Переехав в Благовещенск, стал сотрудником городского «Дома ремесел» (отдел городского дома культуры), затем – сотрудником Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского. Везде занимался творчеством с детьми. Свой профессиональный путь всегда связывал с искусством и рад делать то, чем занимается.
«Я мечтал быть художником, а теперь гончарю и леплю. Когда писал маслом, мне чего-то не хватало. И теперь я понимаю: мне не хватало объема! Я гончар – это мечта, которая сбылась», – объясняет Сергей, как пришел к гончарному делу.
С переездом в Благовещенск почти каждый день стал гончарить. Гончарное дело он освоил самостоятельно и достиг высокого мастерства, изучая его на протяжении десяти лет. Уверен, что без любви к глине и упорства не стал бы мастером своего дела.
«План на будущее один – совершенствовать свое профессиональное мастерство! – добавляет Сергей Клещев. – Чтобы стать хорошим гончаром, нужны любовь к материалу и упорство. Конечно, если будет возможность учиться у гончара – буду учиться! Мы всю жизнь учимся. И нужно постоянно стремиться черпать новые знания».
Уже год Сергей Михайлович является самозанятым, учит детей и взрослых гончарному делу в своей студии «Живая глина», проводит мастер-классы и производит гончарную керамику на заказ.
На площадке – сильные духом
Конкурсная атмосфера во многом знакома Сергею Клещеву – он участник международных, краевых, областных и городских выставок и конкурсов профессионального мастерства. В 2021 и в 2022 годах участвовал в Международном фестивале народных ремесел «Праздник Топора» (г. Томск) по направлению «Глиняный сказ» в номинации «Гончарное дело». В 2017 и в 2021 годах становился лауреатом Всероссийского конкурса народных мастеров «Дальний Восток мастеровой» в рамках Международного фестиваля «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства» (номинация «Гончарство»). Также участвовал в фестивалях культуры в КНР – в Хейхэ и Харбине.
В 2024 году Сергей Михайлович впервые принял участие в чемпионате «Абилимпикс» по компетенции «Гончарное дело» среди специалистов. Выиграл региональный чемпионат Амурской области, а на Национальном чемпионате в Москве поднялся на третью ступень пьедестала почета. А еще на площадке чемпионата в Гостином Дворе он провел демонстрационный мастер-класс для журналистов Общественного телевидения России и запомнился посетителям своим оптимизмом.
«Конкурсное задание состояло из четырех модулей, – рассказывает победитель. – Первый относился к соблюдению техники безопасности, организации рабочего места. Остальные задания – на исполнение изделий из глины на гончарном круге. Каждый участник должен был изготовить четыре одинаковых кринки, то есть, выполнить их тиражирование. Далее конкурсанты выполняли широкое блюдо по заданному размеру дна и высоты. И затем крутили горшок с крышкой и рельефным декором в соответствии с образцом. Участники были ограничены не только во времени, но и в количестве глины. Было не сложно».
Все конкурсанты во время выполнения заданий сосредоточены и серьезны. Вы же работали с улыбкой.
Я работаю с удовольствием. Чего бояться? Я делаю то, что умею.
Ваша семья поддерживает на чемпионате?
Без тыла никак! Супруга всегда помогает, поддерживает во всех начинаниях.
Как проходила подготовка к Национальному чемпионату? И какие были особенности?
Крутил изделия на гончарном круге. Вместе с наставником Еленой Дмитриевной Сачава, преподавателем Амурского педагогического колледжа, разбирал конкурсное задание. Важно было стремиться к большой точности соответствия размеров чертежу, что было не слишком привычно для художника, я чаще работал «на глаз». Задание на тиражирование отличалось тем, что предложено было выполнить кринки небольшого размера, 20 сантиметров в высоту. Я привык крутить формы большего размера, «по своей руке».
Чем запомнился Национальный чемпионат «Абилимпикс»?
Я впервые побывал в Москве. Походил по городу, посетил экскурсии, музеи. Запомнилось посещение Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Произвели большое впечатление старинные фрески и иконы. Город показался большим и динамичным, в нем «растворяешься». А самые яркие эмоции получил от людей, которых увидел на площадке чемпионата. Это люди с такой силой воли! По-настоящему сильные люди! Там женщина танцевала вальс, а у нее не ноги, а протезы! И мужики, ветераны СВО, без рук, при помощи протезов на конкурсе делали табуретки. Дух такой сильный, они дадут фору многим здоровым людям!
Есть ли у Вас хобби?
То, чем я занимаюсь, не считаю работой. Я рисую эскизы и дома, мне снятся новые изделия, я леплю – это и есть хобби, это моя жизнь!
Что пожелаете участникам «Абилимпикс»?
Стучитесь, и вам откроют! Мой отец говорил: больше спрашивай, интересуйся, и тебе расскажут. А еще важно не опускать рук. Цель выбрал – нужно ее достигать! Идти через все, перешагивать трудности. Как говорится, через тернии – к звездам!