Визуализируй будущее
Компетенция «Разработчик виртуальной и дополненной реальности» VR/AR в программе Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» появилась в 2017 году. Валерия Холодкова, главный эксперт направления, стояла у истоков популяризации технологий виртуальной реальности в России и создания данной компетенции чемпионата. Спустя пять лет число регионов-участников выросло почти вдвое.
— Валерия, расскажите, как Вы познакомились с чемпионатом «Абилимпикс»?
— В 2017 году от Российского государственного социального университета, который тогда был основной площадкой «Абилимпикс», наша компания получила предложение разработать новую компетенцию. Подготовили первую версию конкурсного задания и сразу начали искать экспертов. Пригласили около 30 педагогов из технологических колледжей, пятерых из них включили в состав команды экспертов. Тогда в ней были только московские специалисты. Спустя пять лет – представители разных регионов: из Ульяновска, Самары, Иванова и Уфы. Так что мы расширяемся.
— Почему Вы решили стать частью движения?
— Для меня это своеобразный вызов: насколько я смогу увлечь и приобщить ребят к виртуальной реальности. Осознание того, что я на правильном пути, приходит, когда конкурсанты благодарят за открытие мира технологий.
— Что такое мир виртуальной реальности?
— Закройте глаза. Представьте, перед собой дверь, вы открываете ее, осторожно ступаете на тонкую деревянную доску, которая едва крепится к стене. Перед вами вид на мегаполис с высоты 83 этажа. От волнения перехватывает дыхание. Ощутить все это в полной мере можно надев VR-шлем. Он поможет перенести вас в любое место из пустого помещения с твердой поверхностью под ногами.
— Как Вы пришли в профессию, связанную с VR/AR?
— С миром технологий познакомилась после окончания университета, когда совершенно случайно попала в IT-компанию. Тогда в России разработчиков VR/AR попросту не было, поэтому это был очень интересный опыт. Мы фактически стояли у истоков развития виртуальных технологий в мире.
— Насколько быстро компетенция стала популярна среди участников?
— Пять лет назад в компетенции соревновались только десять конкурсантов из трех регионов: Москва, Московская область и Республика Башкортостан. В 2021 в отборочных соревнованиях было уже 17 регионов. В следующем году ожидаем прибавления еще 4-6 субъектов России.
— Какие были сложности при проведении первых чемпионатов в вашей компетенции?
— На начальном этапе было немало проблем с оснащением площадок. Многие не знали, где брать оборудование: подходящие компьютеры, планшеты, шлемы. Сейчас больше понимания, благодаря доступности технологий и появления в регионах Кванториумов, Точек Роста, IT-кубов, где можно познакомиться с технологиями.
— В чем заключается работа эксперта на соревнованиях «Абилимпикс»?
— Эксперты «Абилимпикс» – это люди, прошедшие обучение по направлению, владеющие навыками создания проектов дополненной и виртуальной реальности. На конкурсной площадке исполняют разные роли: отвечают за судейство, за технические аспекты, за инструктаж, за общение с прессой. Работы участников проверяем и оцениваем вместе, определяем призеров чемпионата в каждой из категорий – школьники, студенты, специалисты.
— Насколько доступна эта компетенция для участников «Абилимпикс»?
— Сложнее всего людям с нарушением зрения, потому что визуализация – ключевая особенность компетенции. Несмотря на это, у нас был участник с подобной нозологией. Он дошел до национального уровня и представил достойный проект. Для конкурсантов с другими сенсорными нарушениями компетенция доступна.
Виртуальный мир слишком большой
— Как считаете, какие перспективы у разработки виртуальной и дополненной реальности в будущем?
— РазработкаVR/AR – понимание того, как устроены интерактивные технологии и для чего они могут применяться в жизни. За ней будущее. Специалист, владеющий этим навыком, будет востребован в любой сфере.
— Как сегодня ребята могут познакомиться с технологиями виртуальной реальности?
— Мы постоянно организуем хакатоны в образовательных учреждениях, музеях, привлекаем огромное количество ребят, которые слышали об этих технологиях только издалека. Сейчас перед нами стоит новый вызов – внедрить VR/AR во все школы России. Это поможет ребятам на ранней стадии определиться с будущим направлением профессии.