Центры опережающей профессиональной подготовки поделились инклюзивными практиками

Центры опережающей профессиональной подготовки поделились инклюзивными практиками

В рамках Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» состоялся круглый стол «Освещение результатов и достигнутых эффектов от реализации мероприятий по созданию и функционированию ЦОПП. Лучшие практики по организации и проведению регионального этапа чемпионата «Абилимпикс». Модератором сессии выступила заместитель начальника Центра координации опережающей профессиональной подготовки ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Марина Горюнова.

Со вступительным словом к участникам обратился и.о. начальника отдела развития опережающей подготовки и обучения Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Роман Ласточкин.

Начальник отдела методического сопровождения инклюзивного образования движения «Абилимпикс» ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Екатерина Канатникова рассказала о проведении Всероссийского конкурса инклюзивных практик высшего и среднего профессионального образования.

Она напомнила, что конкурс проводится второй год подряд и является ежегодным. Его организаторами являются Федеральный методический центр по инклюзивному образованию и Министерство просвещения Российской Федерации.

«Смысл конкурса заключается в трансляции лучших практик инклюзивного образования, которые реализуются на базе образовательных организаций. Отбор лучших проводит экспертное сообщество, в которое входят представители высшего, среднего профессионального образования, обществ инвалидов, структур федеральных и региональных органов власти. В этом году 106 экспертов, которые проверяют работы конкурсантов», – сообщила Екатерина Канатникова.

Участниками конкурса являются представители образовательных организаций среднего профессионального или высшего образования. На конкурс принимаются апробированные инклюзивные практики с результатами и подтвержденной эффективностью. Требования к участию прописаны в положении, которое размещено на сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию. Работы, заявленные на конкурс, представляют собой не только проекты, но и технологии, методики, применяемые в инклюзивном образовании.

«В этом году увеличен перечень номинаций Всероссийского конкурса. Сейчас их 16, и они охватывают весь пул вопросов инклюзивного образования – профориентационную работу, психолого-педагогическое сопровождение, социальное партнерство, цифровые технологии, практики по привлечению в спорт и туризм, развитие культуры и так далее», – прокомментировала Екатерина Канатникова.

В этом году на участие в конкурсе были заявлены 104 конкурсные работы. В настоящее время они находятся на проверке у экспертов. По итогам отборочного этапа в конкурсе приняли участие 40 субъектов Российской Федерации, из которых статус базовой профессиональной образовательной организации имеют 23 ПОО, статус ресурсного учебно-методического центра – 9, совместного РУМЦ и БПОО – 6 профессиональных образовательных организаций.

Спикерами Круглого стола выступили также представители региональных центров опережающей профессиональной подготовки.

Руководитель ЦОПП Московской области Владимир Ведута сообщил о взаимодействии с образовательными организациями по сопровождению инклюзивного образования в регионе. Он рассказал об организации профориентационного фестиваля для детей с ОВЗ и инвалидностью в Московской области, а также о совместных проектах ЦОПП с БПОО.

Темой выступления руководителя ЦОПП Свердловской области Веры Лихачевой стала подготовка региональных экспертов к чемпионату «Абилимпикс». Именно Центр опережающей профессиональной подготовки является региональной площадкой для подготовки экспертов к региональному чемпионату «Абилимпикс» в Свердловской области. Вера Лихачева также упомянула о внедрении инновационного формата инструмента профессионального самоопределения «Атлас инклюзивного будущего».

Методист ЦОПП Республики Бурятия Анжела Садаева поделилась опытом профориентационной работы с обучающимися специально-коррекционных школ. Она подчеркнула важность обучения детей с ОВЗ и инвалидностью финансовой и предпринимательской грамотности. Также она акцентировала внимание на особенностях реализации мероприятий проекта «Билет в будущее» для учащихся школы социальной адаптации детей-инвалидов.

О проекте для людей с ограниченными возможностями здоровья «Найди свой путь» рассказала методист ЦОПП Иркутской области Марина Вахрушева. Его целью являются профориентация и содействие в трудоустройстве людей с ОВЗ в регионе. Уже имеются результаты, определены перспективы проекта. Эффективность подтверждают истории успеха его участников.

Начальник отдела координации деятельности профессиональных образовательных организаций ЦОПП Белгородской области Ольга Зарубина остановилась на координации инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях региона. Он рассказала о создании в профессиональных образовательных организациях компонентов инклюзивной образовательной среды, обеспечивающих доступность освоения адаптированных образовательных программам СПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, а также о системной работе по содействию в трудоустройстве и постдипломном сопровождении выпускников из числа инвалидов и людей с ОВЗ.