Конкурс без тревоги
Человеку, оказавшемуся в больнице в качестве пациента, важны не только качественное лечение, но и психологическая поддержка. Востребованность в специалистах, владеющих навыками медицинского и социального ухода, постоянно растет. Нередко бывает, что навыки сестринского ухода получают люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Своим личным примером они могут повысить у пациентов мотивацию к выздоровлению.
Компетенция «Медицинский и социальный уход» весьма популярна в движении «Абилимпикс», соревнования проводятся во многих регионах нашей страны. Стимулом для освоения этой профессии, как правило, становится желание помогать людям. Именно это побудило Валерию Иванову из Пскова закончить медицинский колледж и получить профессию медсестры. Присоединившись к «Абилимпикс» в качестве участника, Валерия стала победителем регионального чемпионата и третьим призером VI Национального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс» в 2020 году. Сегодня она работает медсестрой офтальмологии в Псковской областной клинической больнице.
Конкурс - без тревоги, волнение - на награждении
Валерия, расскажите, когда вы узнали об «Абилимпикс»?
О конкурсе узнала от своих преподавателей во Псковском медицинском колледже, когда училась на третьем курсе, в 2019 году. Мне предложили принять участие в компетенции «Медицинский и социальный уход». Конечно, я была в некотором смятении. Конкурс был уже «на носу», а я и представления не имела, что нужно делать. Но все же решилась. Подумала: почему бы и нет? В ходе подготовки познакомилась с новыми людьми, лучше узнала некоторых преподавателей. Главное – за короткий срок получила очень много новых знаний.
И какие успехи были в дебютном конкурсе?
Запомнила все в деталях. Конкурс проходил два дня. Первый был солнечным и теплым. А вот второй был темным, мрачным и дождливым. Я заняла второе место. И была так счастлива, ведь я получила свою первую медаль в жизни!
Какое задание должны выполнить участники в компетенции «Медицинский и социальный уход», какие критерии оценки?
Необходимо было в отведенное время показать пациенту, как пользоваться тростью, ходунками, обучить пользоваться глюкометром. Также было задание по смене постельного белья тяжелобольному. Эксперты наблюдали не только за действиями участников, но и за тем, что и как они говорят пациенту, потому что общение считается важным элементом работы. Необходимо не забыть произнести определенные фразы. Разумеется, важна чистота одежды, перед встречей необходимо провести дезинфекцию рук.
На следующий год сильно ли волновались?
Тоже отлично помню день награждения, который выдался солнечным и теплым. Я так нервничала, когда озвучивали места на награждении, а меня в числе первых призеров не называли. Зато моя фамилия прозвучала при объявлении первого места! Мне хотелось плакать от счастья. Победа в региональном чемпионате означала еще и то, что мне предстоит соревноваться с победителями из других регионов. Масштаб предстоящего меня поражал и эмоции зашкаливали.
Чем запомнилось участие в Национальном чемпионате?
В 2020 году Национальный чемпионат проходил в условиях пандемии. Так что все задания выполняли дистанционно. В Москву не выезжали. К участникам прикрепляли микрофон, в кабинете были установлены видеокамеры. В соседних аудиториях находились наши преподаватели, а оценивали конкурсантов эксперты со всей России в режиме онлайн. У меня не было никакой тревоги. Выступала с хорошим настроением и вовремя закончила медицинские манипуляции по заданию. Ожидание результатов было трепетным. Когда увидела результат, не поверила своим глазам: третье место из 35 участников! Я горжусь этим результатом!
Кто следил за вашими выступлениями? Ощущали ли поддержку?
Конечно, меня поддерживали мои преподаватели, которые готовили к конкурсу. Очень переживала мама, за что я очень благодарна ей. А еще моему успеху на Национальном чемпионате очень обрадовалась бабушка. Она очень гордилась.
Из далеких земель
Расскажите немного о себе.
Родилась в городе Остров Псковской области. Выросла в деревне Вишлево, которая находится в Новоржевском районе. Так что я из далеких земель. В школу пошла в соседней деревне Выбор, потому что в нашей школы нет. Каждое утро садилась в автобус и на 9 километров от дома. Обратно так же.
Есть ли какие-то хобби или увлечения? Насколько активны были в школьные годы?
В школе я часто принимала участие в различных мероприятиях, конкурсах. Увлекалась пением, даже заняла первое место в школьном конкурсе. Пела в группе. В школе было много увлечений – поделки, рисунки, каждый месяц что-нибудь новое. Пару раз участвовала в международном конкурсе юных чтецов «Живая классика».
А с физкультурой как дела обстояли?
Несмотря на здоровье, физкультурой заниматься пыталась по мере возможности. Вместе с одноклассниками готовилась к сдаче нормативов ГТО. Конечно, не так активно, но одноклассники меня в этом поддерживали. Учительница физкультуры меня берегла, а я ей помогала, например, в судействе школьных соревнований. Мне вообще была интересна спортивная суета. Еще я любила уроки ОБЖ, на которых во время занятий тренировались бегать в противогазах. Было весело. Но у нас вообще был очень хороший учитель по этому предмету, который не давал нам скучать, шутил и очень интересно объяснял темы.
С чем связаны ваши ограничения по здоровью?
Когда мне было три года, поставили диагноз: острый лимфобластный лейкоз. Это заболевание крови и костного мозга. Тогда моя жизнь была в руках замечательных врачей Российской детской клинической больницы в Москве. Меня усердно и долго лечили. Причем не только от основной болезни, но и от многочисленных осложнений. Благодаря врачам и заботе моей мамы недуг был отброшен. Через несколько лет мне сделали операцию по удалению желчного пузыря. В общем, детство было непростым, очень много времени провела в больничных стенах. Поэтому, когда пошла в школу, где царила добрая и веселая атмосфера, проявляла большой интерес к занятиям и быстро завела друзей.
Насколько мешает ослабленное здоровье?
Конечно, осложнения так или иначе откладывают свой отпечаток на жизнедеятельности. Но тут уже ничего не поделаешь, все-таки привыкаешь к многочисленным таблеткам и плановым проверкам в больнице.
Сложным был выбор профессии по окончанию школы?
Да, потому что я одновременно занималась многими вещами. Выбрать одно, забыв другое, казалось невозможным. Первое время я хотела быть ветеринаром, потому что у меня бабушка работала по этой специальности. Затем это были более творческие профессии: архитектор, мультипликатор, ландшафтный дизайнер. Потом вовсе решила пойти в фармакологию, но понимала, что это очень сложно.
И как в итоге остановили выбор на своей специальности?
Я раздумывала о том, чтобы подать документы также в два других колледжа. Не скажу, что я с детства хотела работать по медицинской специальности. Подать документы в Псковский медицинский колледж подтолкнула меня мама. Она меня убедила, что здесь у меня хороший проходной балл. Можно сказать, что поступление в этот колледж вышло спонтанным.
Сейчас вы работаете в Псковской областной клинической больнице. Какие у вас обязанности на рабочем месте?
Работа с людьми, которые к нам обращаются. Дежурства у меня сутками. Бывает, особенно по понедельникам, до 40 человек в день поступают. Консультирую пациентов, как использовать глазные капли, как правильно лежать после операции. Ну и помощь врачам – подготовить человека к операции, измерить давление, приготовить медикаменты. Ставлю капельницы и делаю уколы.
Множество разнообразных интересов
Как считаете, какие события и люди повлияли на вас?
Если говорить о событиях из жизни, то это поступление в колледж. Мне как робкому человеку было непросто адаптироваться в большой группе из 30 человек после малочисленной школы. Хорошо, что соседка по парте попалась общительная. Я переживала из-за строгости преподавателей. Поэтому, если говорить о людях, то на меня повлияла моя одногруппница Катя Петрова, которая помогла преодолеть различные страхи в ходе обучения. С ней познакомились благодаря рисункам. Я очень любила рисовать, обратила внимание, что она тоже рисует. Сравнили наши изображения, начали их обсуждать. Так дружба и зародилась.
Какие у вас планы на будущее?
Пока не строю далеко идущих планов. Возможно, получу дополнительное образование в области медицины. Например, можно выучиться на офтальметриста или лаборанта. Но пока не буду загадывать, очень много разнообразных интересов.
Что вам дало участие в движении «Абилимпикс»?
Моя учеба в колледже обрела новый смысл. Опыт участия в конкурсе помог мне при подготовке к государственной аккредитации и экзаменам в колледже. Я доказала себе и показала другим, что многое знаю, умею и могу делать профессионально, качественно и с любовью. Я, конечно, не самый сильный человек в медицине и мне не дано знать великие секреты, но я готова помогать больным людям.