«Каким будет образование будущего?»: обсудили на «Экспо-2020»

«Каким будет образование будущего?»: обсудили на «Экспо-2020»

18 декабря в Павильоне России на выставке «Экспо-2020» состоялась сессия «Будущее образование: обмен лучшими практиками», организованная Агентством стратегических инициатив. Участниками дискуссии стали представители России, Армении, Бразилии и Сербии. Спикеры обсудили вопросы трансформации глобальной системы образования, а также представили векторы развития на ближайшее десятилетие.

Тема развития образовательных систем и поддержки молодых лидеров выходит за рамки региональной повестки и обретает глобальные масштабы. Для качественного совершенствования образования требуется международный опыт, методология ведущих мировых экспертов. Как спроектировать образование будущего? Как странам более устойчиво и продуктивно обмениваться практиками? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения в рамках сессии «Будущее образование: обмен лучшими практиками».

В начале дискуссии руководитель Центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно рассказал о новой системе коммуникации с высшими учебными заведениями, представленной Владимиру Путину на наблюдательном совете Агентства.

«Основа системы - в объединении всех сторон образовательного процесса. Следует наладить взаимодействие между потенциальным работодателем, центром карьеры в вузе и центром занятости в регионе. Такой подход более практикоориентированный. Он позволяет понять позицию рынка», - подчеркнул модератор сессии. Другой аспект концепции заключаются в обновлении формата практик и стажировок, реализации проекта дуального образования.

По словам руководителя ЦМИ АСИ, система российского образования также нуждается в более масштабном внедрении дополнительных дисциплин, «майноров» и «мэйджоров». Программы подразумевают добавление курсов другой специальности в стандартный образовательный трек.

Следующим образовательные приоритеты и тенденции развития обозначил представитель армянской делегации, предприниматель Рубен Варданян. Спикер подчеркнул, что сегодня эксперты стоят перед лицом крупнейших изменений.

«Объединение знаний, системы ценностей и духовного просвещения необходимо для получения успешного образования. Кроме того, в скором времени будут востребованы те специалисты, которые разбираются не только в узкой сфере, но и в других областях. Это потребует более объемного инвестирования как от человека, так и от системы», - выделил образовательные тенденции Армении Рубен Варданян.

Исполнительный секретарь Министерства по делам женщин, семьи и прав человека Бразилии Татьяна Алваренга также отметила необходимость комплексного подхода в государственной системе образования:

«Правительство представляет много инноваций: тренинги по вопросам инклюзивности, предпринимательства и трудоустройства. Бразилия использует всесторонний подход, по отношению к молодым людям. Мы продвигаем политику по вопросам жилья, найма и пр. Мы рассматриваем образование не изолированно, а интегрируем его в семьи и сообщества».

Павел Лукша, эксперт Центра трансформации образования СКОЛКОВО, основатель инициативы «Global Education Futures» подчеркнул, что современное общество сталкивается с массивными изменениями под влиянием технологических, экономических и социальных факторов:

«Образовательная природа должна концентрироваться на обучающемся, быть целостной. Она протекает на протяжении всей жизни, поэтому финансирование должно исходить не только от бизнеса, но от гражданского общества, других институций».

Эксперт также отметил продуктивное сотрудничество с «World Skills». «Экономическая система меняется, поэтому нам нужно перобучать сотни миллионов работников, чтобы они смогли трудиться на нужды новой экономики. Мы создаем глобальные стандарты будущих навыков для мира», - отметил Павел Лукша.

В качестве другого, не менее успешного партнерства спикер выделил центр «СКОЛКОВО»: «Мы признаем, тот факт, что образование имеет множество инноваций, но они должны быть взаимосвязаны в новой ткани образовательной реальности, экосистемы обучения. Совместно со СКОЛКОВО мы создали практику «Лидерство в экосистеме обучения», которая является катализатором для развития экосистем по всему миру».

Важным направлением Павел назвал и развитие пространств, которые помогают лидерам в сфере образования объединяться и работать вместе. Одним из наиболее продуктивных форматов, по мнению спикера, стала «Точка кипения». По всей России расположено 135 коворкингов. Центры позволяют новаторам работать вместе, объединять бизнес, правительство и гражданское общество. 

Маркус Селакович, директор офиса «S.P. Jain School of Global Management» в Дубае выделил необходимость развития глобального менталитета, способности работать в партнерстве со специалистами разных культур, чтобы обеспечить успех в бизнесе, области развития, инноваций: «Нам нужно расширять права и возможности обучающихся на всех уровнях, предоставляя им навыки для будущего. Они должны понимать разные контексты, содержания, чтобы процветать в глобальном масштабе».

Другой спикер, Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора Корпоративной Академии «Росатома» отметила необходимость создания единой образовательной экосистемы для функционирования быстро развивающегося бизнеса.

«Наш подход заключается в том, чтобы построить образовательные экосистемы во всех регионах деятельности Росатома. Наши экосистемы охватывают 400 детских садов в России, 250 школ. Мы поддерживаем университеты, разрабатывая программы в области ядерной физики. Скорость изменений крайне важна, ведь знания устаревают очень быстро. Необходимо постоянно инвестировать в развитие навыков. Важно концентрироваться не только на качестве образования, но и строить среду, в которой люди будут чувствовать мотивацию для саморазвития, постоянного и непрерывного обучения», - сказала Гульнара Биккулова.

По прогнозам ООН, к 2030 году, доля людей с инвалидностью в мировом сообществе будет составлять более 30%.  Игорь Грибанов, глава национального центра «Абилимпикс» подчеркнул, что, игнорируя эту категорию граждан, треть населения мира будет выпадать из общей образовательной повестки. Спикер назвал чемпионат «Абилимпикс» - идеальной площадкой для развития человека с инвалидностью.

«Не перестроив общественные отношения, мы исключаем из поля развития треть населения. Мы не должны допустить того, чтобы этот массивный пласт был выключен из образовательной экосистемы. Мы работаем над апробацией практик, инициатив, обучением специалистов, коммуникацией с общественными организациями, обеспечением доступных рабочих мест», - отметил Игорь Грибанов.

2021 год признан ООН годом креативной экономики. Одним из последних стало выступление представителя этого направления Ивана Клиндухова, автора российских школ и колледжей креативных индустрий.

«Школа креативных индустрий — это площадка, где каждый талантливый подросток может раскрыть свой потенциал в одном или нескольких направлениях креативных индустрий», - представил практику Иван Клиндухов. Спикер также рассказал об особенностях программы и существующих креативных студиях.

В финале сессии руководитель Центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно представил новую инициативу методологического центра по обмену лучших практик в образовании и пригласил всех участников сессии присоединиться к исследованию.

Агентство стратегических инициатив благодарит спикеров и призывает участников к дальнейшему сотрудничеству! Представители Агентства надеются, что дискуссия станет важным шагом в развитии глобальной образовательной экосистемы и обмене международными практиками.