И даже одна женщина – зубной техник
В конкурсную программу чемпионатов профессионального мастерства «Абилимпикс» компетенция «Зубной техник» входит с 2016 года. В сентябре 2021 года на должность главного тренера Национальной сборной «Абилимпикс» Россия была назначена ассистент кафедры ортопедической стоматологии и ортодонтии Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, главврач клиники «Профидент», стоматолог-ортопед Оксана Лаут.
В инклюзивном образовании не новичок
Оксана Анатольевна, к «Абилимпикс» вы присоединились относительно недавно. Не испытывали волнения?
Я хорошо знакома с темой инклюзивного образования. В Рязанском государственном медицинском университете являюсь ответственной за это направление на стоматологическом факультете. Возможно, поэтому и получила предложение стать главным тренером Национальной сборной «Абилимпикс» Россия. В нашем вузе находится большой центр инклюзивного образования, а на его базе – ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, деятельность которого направлена на сопровождение таких обучающихся, содействие их трудоустройству. Со специальностью я хорошо знакома и могу делиться своими знаниями с конкурсантами. Уверенности добавляет и то, что с предыдущим тренером Сергеем Игоревичем Клиновским мы работаем на одной кафедре. В Рязани работает также и главный эксперт компетенции Ольга Сергеевна Гуйтер, она тоже ведет прием как доктор и обладает большим опытом работы.
Одним из первых мероприятий в рамках движения для вас стали сборы расширенного состава Национальной сборной «Абилимпикс» Россия в Анапе. Чем они запомнились?
Эти сборы были нацелены на то, чтобы все участники сборной познакомились друг с другом. Так что и мне было вполне комфортно влиться в движение. Там у меня была возможность лично пообщаться с теми, кто входит в сборную по нашей компетенции, выявить их потребности и передать их руководству.
В декабре были организованы еще одни сборы в Москве. Они отличались от предыдущих?
Там были организованы практические мероприятия. Мы обсуждали итоги срезов, которые до этого проходили онлайн. Рассматривали компетенцию с точки зрения практической стоматологии. Представители других направлений проводили практические мероприятия и мастер-классы. Я ходила на карвинг, где вырезали цветы и листья из фруктов.
Какие задания должны выполнить участники на чемпионате «Абилимпикс» в компетенции «Зубной техник»?
Задание общее для всех категорий участников - моделирование. В прошлом году из-за пандемии был перенесен как Международный, так и Национальный чемпионат. Так что «обкатать» участников в соревновательной программе пока было негде. Но мы с главным экспертом Ольгой Гуйтер в режиме онлайн оценивали результаты контрольных срезов участников из других регионов, давали рекомендации. У нас в сборной представители двух регионов – Пензенской области и Хабаровского края. Из-за разницы во времени иногда бывает сложно проводить срезы с дальневосточниками одновременно с другими участниками, но все решаемо.
Специалисты на ведущих ролях в компетенции
Как считаете, почему представители этих регионов демонстрируют лучшее мастерство в «Абилимпикс»?
В этих регионах действительно сильнейшие на данный момент участники движения. Пензу хотелось бы привести в пример еще и потому, что там есть не только училище, где готовят зубных техников, но и сурдопереводчиков для работы в этой сфере. В профессии много специфических терминов, которые даже людям со слухом запомнить не просто.
Люди с какими нозологиями приходят в вашу компетенцию?
В основном, это слабослышащие. К нам приходят люди, которые готовятся стать врачами-стоматологами. Работа требует больших физических и моральных усилий. Встречаются участники с астмой. Была, например, также девочка с заболеванием крови. Но больше слабослышащих, у них нет никаких ограничений для такой работы. Добавлю, что и соматические заболевания не являются противопоказанием для работы стоматологом.
Насколько сложно оценивать работу участников «Абилимпикс»? Ведь специфика в том, что ее выполняют люди с инвалидностью?
Вообще не сложно. Потому что в первую очередь это профессионалы своего дела. И они в большинстве случаев уже давно работают по этой специальности. На их инвалидность никто не смотрит.
Поиск безболезненной специальности
Расскажите немного о себе?
После школы я поступила в Рязанское базовое медицинское училище. В период моего обучения произошла его реорганизация в колледж. Здесь я получила специальность зубного техника. Потом отучилась в Рязанском медицинском университете на стоматолога. После прошла интернатуру. В практическом здравоохранении провела 16 лет. Работала в городской поликлинике №3 города Рязани. А сейчас являюсь главным врачом частной стоматологической клиники «Профидент». Здесь у меня административные функции, но при этом я остаюсь практикующим доктором. Преподаю в Рязанском государственном медицинском университете. У нас на факультете три кафедры: терапевтической стоматологии, хирургической и ортопедической. Я работаю на кафедре ортопедической стоматологии и ортодонтии. Попутно курирую инклюзивное направление.
Судя по отзывам, Рязанский государственный медицинский университет - один из лучших в России.
Да, наших специалистов приглашают с лекциями даже в соседние страны. Я тоже участвовала в программах обмена по международному сотрудничеству. Например, в ноябре 2021 года вместе с коллегой ездили в Узбекистан с лекциями для студентов стоматологического факультета Самаркандского медуниверситета. А наши студенты в 2019 году заняли призовые места на X Юбилейных международных студенческих играх «Стоматология Юга-2019» в Ташкенте.
Помните, как выбрали профессию стоматолога?
Я с детства знала, что буду врачом, хотела стать хирургом. Но все изменил случай. В 12 лет пошла сдавать кровь, спокойно наблюдала за манипуляциями врача. А потом от вида крови упала в обморок. С мечтой о хирургии пришлось расстаться. Но убежденность, что стану врачом, не исчезла. Другие варианты даже не рассматривала. Просто начала поиск более «безболезненной» специальности. Так выбор пал на стоматологию.
Безболезненной? Но ведь многие считают эту специальность самой болезненной и очень боятся стоматологов.
Скорее, люди боятся проблем с зубами в целом. А работа стоматолога заключается не только в манипуляциях в полости рта, но и в общении. Поэтому мы учим студентов общаться, стараться расположить пациента, снять его волнение и напряженность.
Вместе со спортом
Есть ли у вас какие-то увлечения?
Зимой люблю кататься на лыжах. В теплое время года выбираемся в лес на велосипеде. На нашей кафедре отвечаю за олимпийское движение, принимаю участие в соревнованиях. Недавно наша команда заняла первое место по стрельбе в турнире между факультетами. Со студентами выезжаем на различные соревнования. А еще в последние годы прикипела к цветоводству. Цветы выращиваю на даче. Люблю разнообразие: первые весенние цветы, розы, кустарники. Можно сказать, на даче определяю ландшафтный дизайн.
В чемпионате «Абилимпикс» есть компетенция «ландшафтный дизайн». Не хотели бы попробовать себя в ней, используя ваш опыт по цветоводству?
Почему нет? На региональном уровне можно было бы попробовать свои силы в качестве эксперта в модуле по посадке растений. Разумеется, необходимо разобраться в условиях соревнований и заданиях для участников.
Как считаете, что движение «Абилимпикс» может дать участникам?
Я понимаю, что для многих ребят это возможность социализироваться и жить полной жизнью. Не секрет, что люди с инвалидностью в нашем обществе часто живут параллельной реальностью. И «Абилимпикс» в этой ситуации в чем-то становится сродни доктору, оздоравливая наше общество и улучшая его самочувствие.