Дед Мороз спешит ко всем!
Победительница Национального чемпионата уходящего года в компетенции «Адаптивная физическая культура» Елена Кабанова признается, что Дед Мороз не приходил к ней с пятилетнего возраста. Тогда она со своей трехлетней сестрой ждала сказочного персонажа. Наконец, он вошел в дом, начал поздравлять девочек. И, казалось, все вокруг превратилось в волшебство… Но вдруг Дедушка не очень удачно наклонился, у него сползла борода, расстегнулся кафтан. И под костюмом стало видно лицо отца.
Мы с сестрой хохочем, а в то же время и плакать хочется, - вспоминает Елена Кабанова. - Это было смешно, но в то же время стало обидно от того, что сломалось все представление о празднике.
Впрочем, праздника в Новый год не избежать. И Дед Мороз придет ко всем, кто хорошо себя вел в уходящем году! Победители «Абилимпикс» провели его в достижении к намеченной цели и в конце года получили свои заслуженные награды.
В году наступающем Елена Кабанова заканчивает четвертый курс Педагогического колледжа №18 «Митино» и уже наметила себе новые цели. По окончанию коллежа планирует поступление во РГУФК на специальность тренера по настольному теннису.
Путь на вершину Национального чемпионата
Елена, как вы узнали об «Абилимпикс»?
О конкурсах профессионального мастерства мне рассказали в колледже. И в первый раз попробовала свои силы два года назад. В этом году удалось выиграть региональный чемпионат Москвы в компетенции «Адаптивная физкультура», благодаря чему прошла отбор на Национальный чемпионат в категории среди студентов. Здесь тоже удалось подняться на высшую ступень пьедестала почета.
А в следующем году планируете участие в чемпионате?
Как победитель среди студентов, я не имею права участвовать в следующем году в той же категории. После праздников уточню, имею ли право выступать среди специалистов.
Какие задания должны выполнить участники в компетенции «Адаптивная физкультура»?
В первом модуле необходимо разработать комплекс упражнений с использованием нового вида оборудования и провести фрагмент физкультурно-оздоровительного мероприятия. В этом году из оборудования, которое должно быть использовано в мероприятиях, по жребию мы вытянули босу и флюибол. Босу - это полусфера, которая с одной стороны прижата к полу, а во второй находится воздух. Используется для удержания равновесия, упражнений на координацию. Флюибол - это небольшой мяч, в котором имеется жидкость. И с его помощью мы можем делать различные движения - шейк, сплин, штиль. Это оборудование используется для проработки различных групп мышц.
Второй модуль - организация флешмоба. На него дается всего восемь минут. Из них всего две - на подготовку, и шесть - на проведение самого мероприятия. Здесь сложнее всего влезть во временные рамки, при этом успеть объяснить участникам технику безопасности, санитарные правила. Все должно быть органично выстроено, чтобы целостность проводимого занятия не нарушалась.
Кто вас поддерживает в конкурсе?
Конечно же мама, другие близкие. Большой вклад в мою победу внесла мой наставник, преподаватель колледжа Анастасия Борисовна Дардик.
Физкультура нужна каждому!
Расскажите, где вы выросли?
Родилась в Зеленограде. Там обучалась в школе в 15-м микрорайоне. Когда поступала в колледж, с мамой переехали в Москву, чтобы до колледжа было ближе добираться.
Почему решили поступать именно в Педагогический колледж №18 «Митино»? Думали ли еще над вариантами?
Выбора, в общем-то, и не было. Этот колледж полностью мне подходил. Дело в том, что мне с детства нравится помогать людям с инвалидностью, участвовать в их судьбе. Хочется делать больше, чем просто присутствовать в их жизни. У меня самой тоже имеется нарушение здоровья. И вижу, что именно физкультура повышает качество жизни. Поэтому и поступила на специальность «адаптивная физическая культура».
Практику по своей специальности получали?
На первом-втором курсах проходили практику в обычных школах. Мы занимались как с обучающимися, так и со специальными группами. Например, с людьми с избыточным весом. На третьем курсе работали со слабовидящими и слабослышащими. Сейчас проходим практику на четвертом курсе, занимаемся с людьми с ментальными нарушениями и с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Некоторые родители детей с инвалидностью говорят, что они не отдадут их на физкультуру. Неужели и правда этот предмет вреден здоровью?
Такой подход совершенно не верный. У ребенка без физической нагрузки ничего не развивается. Как мама поставила в грудном возрасте, так и будет на этом уровне, без какого-либо совершенствования. Ребенок не умеет обращаться с инвентарем, да и в целом не сможет находиться в этом мире спокойно. Постоянно что-то будет мешать. Для уверенной жизни нужно укреплять руки, корпус, шею. У человека без физического развития плохо работает и мышление, логика. Для разгрузки психики ребенку нужно играть в подвижные игры. Опять же, любая игра - это общение со сверстниками, социализация. Просто при разработке программы занятий нужно учитывать особенности таких ребят.
Расскажите о некоторых особенностях занятий с разными группами?
У людей с ожирением программы идут облегченные. Им нельзя выполнять некоторые действия, которые могут оказать влияние на сердечно-сосудистую систему. Людям с нарушением слуха или зрения нельзя делать наклоны. Это может вызвать кровоизлияния различной степени. К тому же, у незрячих нередки вторичные заболевания, которые не видны. И к каждому нужен индивидуальный подход. Нельзя допускать головокружений, потому что людям с потерей зрения сложно ориентироваться в пространстве. Детки с нарушением опорно-двигательного аппарата бывают совершенно разные: приходят как ребята с ДЦП, так и с различными ампутациями, есть на колясках. Им всем особенно нужна физическая культура. Здесь программы разрабатываются с ориентировкой на их здоровье и функциональные возможности.
Каким видом спорта занимаетесь?
Я с семи лет занимаюсь настольным теннисом. Вначале играла в общей группе. Была «номером один» среди девочек в своем возрасте по всему Зеленограду. В 8-9 лет поняла, что хочу стать тренером. Чуть позже начала выступать в соревнованиях среди детей с инвалидностью. Выигрывала первенство Москвы, пару раз первенство России, сейчас нахожусь в сборной Москвы.
А другими видами?
В детстве ходила в секции по футболу и волейболу. Причем футболом занималась в секции с мальчиками. Под руководством тренера занималась и бильярдом. Играла во всевозможные подвижные спортивные игры. Бывало не только в секциях, но и во дворе.
Вместе - сильнее!
Как вы считаете, насколько наше общество готово к инклюзии?
Конечно, чувствуется, что общество побаивается людей с другими заболеваниями, с которыми не сталкивались сами. Даже люди с инвалидностью разных нозологических групп друг к другу относятся настороженно. Например человек, испытывающий проблемы с давлением, может негативно относиться к человеку на коляске или с ампутацией. Но процентов 30 людей все же относятся к инвалидам корректно. По большей части это люди, которые сталкивались с темой инвалидности, имеют таких родственников. Есть и просто воспитанные люди. Сложнее всего ребятам с ментальными нарушениями. Им даже в 20-30 лет непросто выйти на улицу, потому что они боятся внешнего мира, а люди их отторгают. С внедрением инклюзивного образования ситуация стала намного лучше, дети стали более раскрепощенными. К людям приходит понимание, что вместе общество сильнее.
Какие события и люди повлияли на вас и каким образом?
Если говорить о событиях - то мое мировоззрение изменило получение инвалидности. Я стала относиться к инвалидам проще. Понимаю, что это люди с такими же переживаниями, заботами и нуждами, как и все остальные. Из людей отмечу маму. Она дала мне воспитание, деньги на образование. В целом наставила на жизненный путь, объяснила, что не все люди плохие, и нужно помогать по возможности.
Как вы считаете, как движение «Абилимпикс» влияет на наше общество?
Это другое отношение к людям с инвалидностью. Раньше о них говорили по большей части в негативном ключе. А движение дает представление о том, что это люди особенные, но совершенно разнообразные личности, которые владеют различными навыками: умеют готовить, строить. В «Абилимпикс» много направлений, и все могут найти занятие себе по душе. С помощью движения многие участники смогли найти свое место в жизни.