В целях реализации мероприятий, обеспечивающих реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы» в Сочи, завершился 2- ой очный этап программы повышения квалификации
Обучение слушателей по программе повышения квалификации «Управление опережающим развитием образовательных систем и образовательных организаций» проводилось с 14-го по 17-е сентября 2022 г.
В программе второго модуля повышения квалификации приняли участие 715 руководителей региональных органов управления образования, руководители центров опережающей профессиональной подготовки
и профессиональных образовательных организаций из 85 субъектов Российской Федерации.
Основная цель программы повышения квалификации – это прежде всего совершенствование у слушателей компетенций, необходимых
для профессиональной деятельности в сфере управления опережающим развитием региональных образовательных систем и образовательных организаций.
Программа разрабатывалась под руководством Гиля Сергея Сергеевича, доктора педагогических наук, профессора, заведующего Лабораторией повышения квалификации региональных управленческих команд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».
Разработчики программы опирались на основные задачи федерального проекта «Молодые профессионалы», которые направлены на модернизацию профессионального образования и реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации «Развитие образования» и «Научно-технологическое развитие» и нацелены
на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Отличительный фактор программ повышения квалификации «Управление опережающим развитием образовательных систем» это то, что она методологически базируется на деятельностном подходе в области андрагогики. В ней задействуются преимущественно проактивные формы
и практики деятельности обучающихся в постоянстве взаимодействия
с федеральными, региональными экспертами, руководителями программы
и стейкхолдерами профессионального обучения, которые заинтересованы
в результативности опережающего развития систем и организаций профессионального образования в субъектах Российской Федерации.
Сегодня актуальность применения деятельностного подхода детерминировано необходимостью достижения слушателями результатов, которые должны обладать такими параметрами, как эффективность, полезность, комфортная применимость, высокая скорость позитивного влияния на опережающее развитие среднего профессионального образования.
За время обучения слушатели программы узнали, как управлять эффективностью принимаемых решений от прототипирования
до мониторинга результативности.
Слушатели получили знаний о том, как организовывать разработку
и реализацию управленческих решений; как обеспечивать осуществление контрольно-надзорной деятельности на основе риск-ориентированного подхода; как учитывать при разработке дорожных карт специфику административных процессов и процедур в региональных органах власти;
как осуществлять научно-исследовательскую, экспертно-аналитическую
и педагогическую деятельность в профессиональной сфере; научились готовить рекомендации по внедрению лучших моделей, практик развития
в сфере профессионального образования и подготовки кадров
для подведомственных организаций; как эффективно организовывать внутренние и межведомственные коммуникации, взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами, коммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации и о многом другом.
По результатам обучения многие слушатели высказали мнение, что оно обеспечит им выработку персональных результатов для последующего применения полученных знаний на практике.
«Мы осознали, что опережающее развитие становится реальностью, когда в регионе выстроены коммуникации между всеми субъектами: региональными органами исполнительной власти различных направлений
и уровней, профессиональными образовательными организациями
и отраслевыми советами работодателей» – прокомментировала работу
в заключительный день интенсива руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки Ульяновской области Оксана Борисова.
«Каждый руководитель знает, как непросто увидеть несовершенства
в работе своей любимой организации, но без этого не бывает дальнейшего развития, прежде всего опережающего развития – никакого! Хорошо, когда
на помощь приходят управленческие инструменты. Они помогают увидеть ситуацию по-новому, изменяют фокус управленческого внимания, открывают новый взгляд на перспективные направления в профессиональной работе. Именно с такими инструментами работали участники образовательной программы «Управление опережающим развитием образовательных систем
и образовательных организаций» - отметил Валентин Гутников - заместитель директора «Образовательного комплекса «Смена» Челябинской области.
«Примеры регионов, где есть общее понимание стратегических задач развития региона, впечатляют! – подчеркнула одна из участниц обучения.
Можно смело утвердить, что в ходе обучения руководителей региональных органов управления образования, центров опережающей профессиональной подготовки, профессиональных образовательных организаций сформировалось понимание того, как добиться повышения конкурентоспособности профессионального образования в субъектах Российской Федерации. И, если попытаться сформулировать главный тезис учебных дней, то он прозвучит следующим образом - лучший способ спрогнозировать будущее - создать его самим!