Компетенция будущего
В 2019 году на чемпионате мира WorldSkills в Казани впервые была презентована компетенция «Разработка виртуальной и дополненной реальности». В Национальном чемпионате «Абилимпикс» соревнования в этой компетенции проводятся с 2017 года. Разработку виртуальной и дополненной реальности можно называть компетенцией будущего – здесь появляются вещи, способные повлиять на развитие человечества и качества жизни.
Об особенностях компетенции мы поговорили с тренером Национальной сборной «Абилимпикс», преподавателем высшей квалификационной категории Романом Аслановым. В должности исполняющего обязанности заместителя директора МГОК он дополнительно курирует IT-студию по направлению VR/AR.
«Мы сделали компетенцию прикладной»
— Объясните, пожалуйста, чем отличается дополненная реальность от виртуальной?
— Технологию дополнительной реальности можно представить следующим образом: при помощи специализированного программного обеспечения и устройств, в основном со смартфонов, дополняем виртуальными объектами реальный мир. При использовании технологии виртуальной реальности полностью создается виртуальный мир со всеми объектами и окружением.
— Расскажите о программе компетенции?
— Участники на соревнованиях разрабатывают два приложения – дополненной и виртуальной реальности. Конкурсная документация обновляется ежегодно, экспертное сообщество предлагает к внедрению в соревновательное движение мировые новинки в области VR/AR. Наша компетенция является прикладной. Сейчас ребята делают симуляторы для проведения соревнований по компетенциям «Геномная инженерия», «Промышленные биотехнологии», разработали симуляторы для обучения и оценки квалификаций по таким компетенциям, как «Полимеханика и автоматизиация», «Фармацевтика», «Изготовление полимеров» и другие.
— Сложно ли экспертам оценивать вашу компетенцию?
— Для справедливого оценивания нужно знать хотя бы базовые вещи по программированию и 3D-моделированию. С каждым годом задания для участников мы делаем все объемнее и сложнее. Закономерно повышается и уровень подготовки ребят, качество их работ. Соревнования – это некий драйвер развития, обмен опытом между участниками и экспертами, трансляция лучших практик и профессиональных стандартов со всего мира для повышения профессионализма посредством здоровой конкуренции.
— В чемпионате WorldSkills Russia вы являетесь экспертом и менеджером по развитию компетенции по юниорам, а в «Абилимпикс» – тренером национальной сборной. В вашей компетенции сильно различаются правила в WorldSkills и «Абилимпикс»?
— Я бы рассматривал чемпионаты WorldSkills и «Абилимпикс» вместе, потому что оба профессиональных конкурса направлены на повышение престижа рабочих профессий и развитие профессиональных навыков и умений участников. По факту работа проводится одна. Основное различие, собственно, только в том, что в «Абилимпикс» участвуют ребята с инвалидностью. Задания несколько адаптированы под них. Но отмечу, что ребята с инвалидностью обычно не уступают другим. Пример – Максим Лукьянов, ставший чемпионом WorldSkills Russia в Казани в 2019 году. Сейчас он входит в Национальную сборную «Абилимпикс» Россия. А в WorldSkills теперь является экспертом. Его работы в 3D-дизайне можно увидеть в рекламе крупных торговых сетей Москвы.
Принцип индивидуального подхода
— Многие ли участники «Абилимпикс» в вашей компетенции оказываются востребованы на рынке труда?
— В настоящее время все призеры выше регионального уровня трудоустроены. Спрос есть и он растет. Я в ходе конкурсных соревнований присматриваю ребят, которые могли бы пополнить преподавательский состав МГОКа и других образовательных организаций Москвы.
— Потенциал в участниках соревнований, наверное, разглядеть непросто? Какие качества у студентов могут привести к результату?
— Высокие результаты дает не только подготовка к чемпионату. Самое главное – влюбленность в профессию. Это в человеке заметно сразу. Таких ребят нужно лишь сориентировать и дать направление.
В свое время меня направили точно так же. Я в образовании работаю с 2010 года. Сразу по окончанию с отличием колледжа «Царицыно», тогда он назывался «Московский технический колледж», его директор Александр Александрович Бакушин предложил мне остаться работать. Я тогда был самым молодым педагогом – всего 20 лет. В том же в году поступил в НИЯУ «МИФИ» (Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт» - прим. ред.) на программиста на дневное смещенное отделение, где вместе с аспирантурой в итоге обучался девять лет. Вечером учился, а днем работал преподавателем информатики в колледже.
Сегодня я понимаю, какую роль Александр Александрович сыграл в моей карьере. Хотя он уже не работает в колледже, мы с ним до сих пор общаемся. Я стараюсь на его примере точно так же относиться к своим студентам и придерживаться принципа индивидуального подхода. Нужно просто увидеть, что студент сам сможет сделать для своего развития. Немало моих студентов начинали вести мастер-классы, еще не закончив колледж. Как результат, очень много ребят трудятся в системе среднего профессионального образования: работают мастерами производственного обучения, преподавателями дополнительного образования, айтишниками. Практически все параллельно получают высшее образование, совмещают с работой.
Выход за рамки – в пользу повышения профессионализма
— Вы мастер спорта России по боксу. Пока учились в школе, побеждали даже в международных турнирах. Насколько тяжело было расставаться со своим хобби при поступлении в колледж?
— А я и не расстался! Конечно, при поступлении мне нужно было выбирать, на чем сконцентрироваться. Все же выбрал учебу. Но с боксом совсем не расстался. Опять же, благодаря Александру Александровичу Бакушину, который выделил зал для занятий и дал возможность тренироваться. С 2007 года, когда я поступил, на базе колледжа сделали небольшую секцию, в которой со временем я начал тренировать и других желающих. С 2010 года оформили его как кружок. Директор приобрел для него ринг, боксерские мешки, другой инвентарь, и пустое помещение превратилось в боксерский клуб «Шторм». За годы его воспитанниками стало много ребят. Совмещение умственной деятельности и физической нагрузки ведет к повышению общей продуктивности и эффективности. Клуб функционирует и по сегодняшний день, тренирует выпускник колледжа, мой воспитанник кандидат в мастера спорта по боксу Сергей Владимирович Кузнецов.
Как вы считаете, соревновательное движение влияет на среднее профессиональное образование?
— С момента появления чемпионатного движения в колледже произошли большие перемены. Изменился подход к обучению, появилось новое оборудование. Первый VR-шлем мы приобрели в 2017 году. Сегодня наша база оснащена по современным мировым стандартам. Ребятам стало проще готовиться к соревнованиям, быстрее набираться опыт. Преподаватели начали знакомиться с педагогами и мастерами производственного обучения других образовательных организаций. Такая коммуникация дает точку роста и атмосферу здоровой конкуренции.