Участники чемпионатов «Абилимпикс» подготовили социальные проекты для конкурса «Профессиональное завтра»
Минобрнауки России и сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вузов России проводят V Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра» с участием студентов с инвалидностью. В конкурсе принимают участие студенты, обучающиеся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) всех форм обучения по пяти номинациям: профессиональный старт-ап молодежи, исследовательская работа, мое полезное изобретение, социальный проект, социальная реклама.
«Конкурсы студенческих проектов развивают будущих специалистов, формируют их профессиональные компетенции, - считает первый заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей» Алексей Агафонов. - Учащиеся в вузах разработают социальные проекты, в которых смогут принять участие люди с инвалидностью. Среди участников этого конкурса и представители движения «Абилимпикс», которое входит в нашу платформу. Предложения ребят направлены на развитие инклюзивного общества и создания доступной среды. Участвуя в таких конкурсах, студенты вузов имеют возможность познакомиться с будущими работодателями. А вместе с тем предложить решение какой-либо социально-значимой проблемы».
Для конкурса свои социальные проекты подготовили представители движения «Абилимпикс» президентской платформы «Россия – страна возможностей» студенты ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» Павел Павленко и Данила Мурзинцев. В апреле текущего года оба студента участвовали в региональном чемпионате «Абилимпикс» Новосибирской области в компетенции «Социальная работа».
Павел Павленко проходит обучение по программе бакалавриата, осенью перейдет на четвертый курс. Он является единственным на данный момент студентом очной формы обучения в Новосибирском государственном техническом университете, который передвигается на инвалидной коляске. Добился успехов в спорте: среди наград медали по танцам на колясках, академической гребле-индор, звание кандидата в мастера спорта по регби на колясках. Его проект «Онлайн-тренажерный зал для лиц с инвалидностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа студентов НГТУ НЭТИ» направлен на популяризацию адаптивного спорта.
«К сожалению, для ребят с ограниченными возможностями здоровья в вузах не всегда созданы условия для занятий адаптивной физической культурой и спортом, - рассказывает о своем проекте Павел Павленко. – Хотя доступная среда и улучшается, но где-то спортивные залы не оборудованы с учетом потребностей лиц с инвалидностью, где-то не хватает специалистов по адаптивной физкультуре. В итоге все ограничивается тем, что такие студенты просто сдают реферат. И это проблемный вопрос не только для нашего университета. Цель проекта – на своем примере сподвигнуть ребят с инвалидностью заниматься спортом. Если они не могут дойти до спортивного объекта, то хотя бы в режиме онлайн в домашних условиях. К тому же, пандемия показала эффективность удаленного режима. Многим нужна просто поддержка и информация».
Над идеей социального проекта «Программа подготовки вожатых профильной смены для детей с нарушением слуха в детском оздоровительном лагере» Данила Мурзинцевработает уже давно. Уже несколько лет он состоит в студенческом отряде педагогического направления, занимая разные должности в детских лагерях.
«Так как я имею проблемы с речью, порой возникают трудности с поиском работы. При этом я владею русским жестовым языком», — говорит Данила Мурзинцев. — У меня появилось желание найти лагерь с профильной сменой, где будут присутствовать дети с нарушением слуха. Но лагерей, которые принимают таких детей, как выяснилось, очень мало. И смены обычно проходят в весенние каникулы. Так появилась мысль развить специфику смен с инклюзией, где будет сделан упор на обучение вожатых в работе с группой детей с потерей слуха. К сожалению, пока немногие лагеря имеют возможность работы с этой категорией, мало кто из вожатых владеет русским жестовым языком. На данный момент я набираюсь опыта, работая в лагере, где была такая смена. И планирую этот опыт использовать в конкурсе».
Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе, который продлится до 12 сентября, проводится прием заявок на участие и конкурсных работ. Второй этап пройдет в очной форме с 18 по 21 октября на базе ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Руководитель Национального центра «Абилимпикс», проректор Института развития профессионального образования Игорь Грибанов сообщил, что участники «Абилимпикс» проявляют активность во многих конкурсах, продвигая идеи доступной среды: «Наши участники умеют генерировать идеи, направленные на формирование инклюзивного общества. Их предложения основаны на личном опыте. Реализация представленных проектов,безусловно, увеличит возможности ребят с инвалидностью вести более активную жизнь. До завершения приема заявок на конкурс еще несколько недель. Надеемся, что к нему подключатся и другие представители нашего движения. Студенты с инвалидностью участвуют и в других проектах платформы «Россия - страна возможностей». Мы ожидаем и их социально значимые инициативы на этот конкурс».
Целью конкурса студенческих проектов «Профессиональное завтра» является развитие у студентов вузов компетенций для успешной профессиональной карьеры в условиях инклюзивного общества. Кроме повышения мотивации студентов к дальнейшему профессиональному развитию и трудоустройству выпускников с инвалидностью, в числе задач конкурса отбор и поддержка студенческих инициатив, создание условий для взаимодействия студентов вузов с инвалидностью с потенциальными работодателями и их вовлечения в процесс инклюзивного высшего образования, развитие инклюзивной культуры в сфере труда и образования.
Ознакомиться с Положением конкурса и подать заявку на участие можно на официальной странице конкурса в сети Интернет - https://www.utmn.ru/professional-tomorrow/.